Анализ практики рассмотрения обращений и приема граждан в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Карелия в 2016 году


В 2016 году в следственное управление, включая территориальные следственные подразделения, поступило 2122 обращения от граждан и организаций, что на 60,5% больше, чем за АППГ (1322).

Увеличивается количество обращений, поступивших по телефону доверия следственного управления – 58 обращений (АППГ – 36), а также через интернет-приемную – 579 (АППГ – 181).

Продолжает увеличиваться количество обращений, направленных по подведомственности в органы прокуратуры и иные ведомства – с 251 до 317.

Это обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, сделок с собственностью, земельных правоотношений, несогласия с действиями/бездействием и решениями сотрудников полиции и иных государственных органов, в том числе с постановкой вопроса о привлечении в связи с этим должностных лиц к уголовной ответственности, и иные вопросы, не относящиеся к компетенции органов Следственного комитета Российской Федерации, однако содержащие просьбы о проведении проверок и принятия мер.

Данное обстоятельство свидетельствует о росте доверия граждан к органам СК России, однако, в то же время требует проведения дополнительной разъяснительной работы о предоставленных полномочиях, задачах и функциях.

Увеличивается и число обращений, направленных на разрешение в соответствующие следственные органы СК России по принадлежности - с 53 до 94.

Большей частью это обращения, которые рассылаются гражданами посредством интернет-приемной не только в следственные органы своего субъекта Российской Федерации, но и одновременно в следственные органы других субъектов. В таких обращениях заявители ставят вопросы о несогласии с действиями/бездействием и решениями должностных лиц, выражая в большинстве случаев недоверие руководству следственного органа своего региона.

В отчетном периоде оставлено без ответа 19 обращений (АППГ - 9), это обращения лишенные смысла, либо не содержащие контактных данных заявителя.

Практически в три раза увеличилось количество регистрируемых дубликатов обращений – с 35 до 97, которые приобщались к имевшимся материалам.

Всего принято на личном приеме сотрудниками следственного управления принято 223 гражданина (АППГ – 280), из них руководителями следственных органов – 213 (АППГ – 225).

На личном приеме руководителем следственного управления принято 59 граждан (АППГ – 51), из них в ходе выездов – 4 (АППГ – 18). Всего в 2016 году осуществлено 12 выездов в районы республики (АППГ – 19).

Детальный анализ причин существенного роста числа поступивших обращений в 2016 году в сравнении с АППГ показал, что он обусловлен, в большей степени, обращениями граждан в связи с двумя событиями, произошедшими на территории Республике Карелия, вызвавшими широкий общественный резонанс, то есть в защиту осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия в связи с публикациями в СМИ (352 обращения), и в интересах руководства ООО «Золото Белого Моря» в связи с возбуждением уголовного дела по факту оказания детям, отдыхавшим в организованном этой организацией палаточном лагере, услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (40 обращений).

В меньшей степени, рост общего числа поступивших обращений связан с увеличением количества дубликатов, обращений, оставленных без ответа, а также обращений, перенаправляемых в соответствующие следственные органы иных субъектов Российской Федерации по территориальности и в иные государственные органы по подведомственности.

В отчетном периоде по территориальным следственным отделам существенное изменение числа рассмотренных по существу обращений зафиксировано только в следственных отделах по городу Петрозаводск – 278 (АППГ – 201) и по городу Костомукша – 26 (АППГ – 42). В следственном отделе по г. Петрозаводск рост обусловлен увеличением числа обращений по вопросам, не отнесенным к компетенции органов СК России, по которым даны ответы разъяснительного характера.

Продолжает уменьшаться количество граждан, от которых поступило 2 и более обращений – 109 (АППГ – 121).

Детальный анализ неоднократных обращений от одних и тех же граждан показал, что можно выделить несколько их категорий.

Большинство неоднократных обращений относится к вопросам расследования уголовных дел, в которых заявители (подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, их защитники и родственники) путем направления обращений выражают свое несогласие с любыми действиями и решениями следователей и руководителей следственных органов и заявляют о, якобы, допущенных в ходе расследования грубых нарушениях уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Как правило, после направления уголовных дел в суд, обращения от такой категории заявителей поступать перестают.

Также в отдельную группу можно выделить граждан, которые обращаются в следственное управление по различным вопросам из возникающих в их жизни ситуаций с требованием провести проверки и принять меры по восстановлению, возможно, нарушенных прав, либо граждане, оказывающие юридические услуги, направляющие в следственное управление в интересах представляемых ими лиц обращения с просьбой провести проверки изложенных обстоятельств (в подавляющем большинстве случаев не имеющих признаков какого-либо преступления) и вынести процессуальное решение.

Кроме того, отдельной группой выделяются граждане, которые рассылают обращения, в которых содержаться вопросы, относящиеся к компетенции следственных органов иных субъектов. Такие обращения рассылаются посредством интернет-приемной одновременно в следственные органы многих субъектов Российской Федерации.

Следует отметить увеличение количества обращений граждан, содержащих благодарность следователям и руководителям следственных подразделений за успешную работу по раскрытию преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, чуткое и внимательное отношение к гражданам – 5 (АППГ – 1).

Текущий контроль за рассмотрением обращений, проводимые проверки, в том числе в рамках комплексных проверок, а также проведенный анализ показал, что грубых нарушений сроков и порядка рассмотрения обращений и приема граждан не допущено.

Следственным управлением приняты меры для укрепления исполнительской дисциплины, повышения эффективности и совершенствования организации работы с обращениями и приему граждан, в том числе в целях повышения доверия к работе органов СК России.